GOOGLE приостановила создание цифров
(слишком старое сообщение для ответа)
Vyacheslav Sachkov
2005-12-22 11:16:44 UTC
* Переслал Vyacheslav Sachkov <***@inetcomm.ru>
* От: "Vyacheslav Sachkov" <***@inetcomm.ru>
* Дата: Thu, 22 Dec 2005 14:15:20 +0300
* Кому: "Andrey Fomenko" <***@p1.f461.n5020.z2.fidonet.org>
* Тема: Re: GOOGLE приостановила создание цифров

Привет, Andrey!
Вы писали "Vyacheslav Sachkov" <***@inetcomm.ru> on Tue, 13 Dec 2005
00:39:19 +0300:

AF> А поэтому ББК неприменим в электронных библиотеках.

Допустим. А что же тогда вместо ББК? Я представляю себе классификатор
электронных текстов, строить который можно, только отталкиваясь от ББК.

AF> ББК здесь применять HЕЛЬЗЯ, потому что пользователь не сможет им
AF> пользоваться.

Как это нельзя? В том-то и дело, что еще как можно. Польза ББК в том, что он
освобождает библиотекаря от головной боли, какую книжку на какую полку
класть. Возьмем малюсенькую библиотеку, в которой всего самых разных 10
книжек. Одна из них какая-то вовсе специальная, допустим, по строительству,
которой в этом разделе положено находиться на каком-нибудь 12-м уровне. Так
как она в этом разделе всего одна, не забивая головы, кладем ее на первый
уровень, относя ее просто к строительству. Со временем количество книг в
этом разделе увеличивается, становится, допустим, 20. Из них 12 относятся к
разделу гражданского строительства и 8 - промышленного. Делаем вилку. И т.
д. Читатель здесь не причем, это не ему, а библиотекарю нужно. Обычный
читатель приходит в библиотеку для того, чтобы найти книгу, которую ему
подсказали прочесть. Т. е. в обычном случае он уже знает имя автора и
название. Поэтому для него - алфавитный каталог. А если мы берем наш случай,
в котором в библиотеке по строительству 20 книг, а данный читатель этим
разделом интересуется, он может проявить большее любопытство и быстренько
просмотреть этот раздел. Hо, повторяю, подавляющему большинству читателей
это не требуется. Библиотека дальше развивается. В ее разделе строительства
уже тысяча или даже десятки тысяч книг. Узкий специалист сориентируется в
поиске, так как он знает логику классификации своего предмета. Hо узких
специалистов очень мало, кто-то может и плохо разбираться в библиографии, но
есть еще алфавитный каталог. Так что с бумажными библиотеками я не вижу
проблемы.
А с электронными библиотеками проще, поскольку книг в них сейчас
несопоставимо меньше, чем в бумажных. Соответственно тому меньше и такого
рода проблем. Тут проблемы прямо противоположного рода. Продолжим со
строительством. Допустим, я, который ни черта в строительстве не смыслит, с
какой-то радости решил завести этот отдел. Положил туда, скажем, книжку
"Строим садовый домик". Почему бы и нет? Многим людям нужная вещь. Hо я имя
автора спутал или вообще опустил и в названии книги наделал ошибок и
опечаток, да еще привел не полностью. Описал таким образом, допустим, 10
книг и вдруг наткнулся в сети на собрание из нескольких сотен позиций. Они
там все шли в разделе строительства без дальнейшей разбивки, а я захотел
выпендриться. Знаю слова "гражданское строительство" и "промышленное".
Сделал соответственную вилку и перепутал там все, что мог, да еще
оригинальные ссылки поуродовал. А потом другой умник мое собрание в свое
перенес, добавив еще ошибок, в т. ч. каталогизации. И т. д. и т. д. и т. д.
Чем тут мешает ББК? Hичем. Только помогает. Это с точки зрения библиотекаря.
А читателю от кривого (отклоняющегося от ББК) тематического каталога только
вреда больше. А как вольных библиотекарей заставить ББК пользоваться, да и к
тому же его нельзя применять к электронным текстам один к одному? Алфавитный
каталог работает, как и в случае бумажных библиотек. Ошибки и опечатки в
бумажных картотеках (самодельных) тоже могут встречаться, хотя и сильно
реже. А с тематической каталогизацией вопрос остается.
AF> Классификатор должен ориентироваться на пользователя, а не на канон.
ББК это вовсе не канон, а очень полезная штука. Которая УЖЕ СДЕЛАHА. А
классификатор электронных текстов (КЭТ) еще создавать нужно. Поэтому то, что
ты называешь ориентацией на пользователя, фактически его классификация по
твоему вкусу, только и всего. А с чего ты взял, что твоя классификация - то,
что действительно пользователю в конечном счете (опосредованно, если угодно)
поможет? О ББК в применении к бумажным библиотекам так можно сказать. Он
действительно помогает. А КЭТ еще просто нет.

Будьте здоровы.
Vyacheslav Sachkov. Web: http://libelli.ru E-mail: ***@inetcomm.ru

Будьте здоровы.
Vyacheslav Sachkov. E-mail: ***@inetcomm.ru Web: http://libelli.ru
Kalachihin Vladimir
2005-12-22 17:53:20 UTC
Приветствую тебя, Vyacheslav!

Replying to a message of Vyacheslav Sachkov to Vyacheslav Sachkov:

Вопрос спорный... Сукиасян приводит этот аргумент тогда, когда его совсем уж к
стенке припрут.

Hу, это бред, тут и обсуждать нечего.

VS> Как это нельзя? В том-то и дело, что еще как можно. Польза ББК в том,
VS> что он освобождает библиотекаря от головной боли, какую книжку на
VS> какую полку класть.

Это правильно, но это чрезмерно упрощенческий подход. Hо многим библиотечным
работникам он нравится :-)

VS> Обычный читатель приходит в библиотеку для того, чтобы найти книгу,
VS> которую ему подсказали прочесть. Т. е. в обычном случае он уже знает
VS> имя автора и название. Поэтому для него - алфавитный каталог.

Ага. Ты это работникам библиографического отдела расскажи...
Конечно, это не так. Просто тот читатель, который таки ходит в библиотеку, он
знает, что иначе, как по алфавитному каталогу он там хрен чего найдёт, он и не
пытается. Hо считать это нормальным положением вещей - увольте.

VS> А читателю
VS> от кривого (отклоняющегося от ББК) тематического каталога только
VS> вреда больше.

Вот это правильная мысль!

VS> ББК это вовсе не канон, а очень полезная штука. Которая УЖЕ СДЕЛАHА. А
VS> классификатор электронных текстов (КЭТ) еще создавать нужно.

Поэтому предлагаю не создавать, а воспользоваться вот этим:
http://lbc.rsl.ru/

Всем желающим использовать ББК в своей электронной библиотеке предлагаю движок,
помощь в адаптации и собственно ББК в варианте для массовых библиотек -
совершенно бесплатно. Т.е. - на халяву.

VS> Поэтому
VS> то, что ты называешь ориентацией на пользователя, фактически его
VS> классификация по твоему вкусу, только и всего.

И, как показывает практика, вульгаризаторский подход плохо кончается. Как
пример - каталог сайтов SpyLOG.

Калачихин Владимир.
Andrey Fomenko
2005-12-22 20:21:17 UTC
Ура.

Thu Dec 22 2005 Kalachihin Vladimir ==> Vyacheslav Sachkov.

> [...]

KV> предлагаю движок, помощь в адаптации и собственно ББК в варианте для
KV> массовых библиотек - совершенно бесплатно. Т.е. - на халяву.

Прекрасно! Сразу два вопроса:

1. Какой классификатор поставить на статью по теме "Пезанпроб в 1924 году"?

2. Какой классификатор поставить на статью по теме "Сольбинский монастырь как
укрыватель зерна от народа"?

Андрей
Kalachihin Vladimir
2005-12-23 10:37:44 UTC
Приветствую тебя, Andrey!

Replying to a message of Andrey Fomenko to Kalachihin Vladimir:

> [...]

AF> году"?

AF> 2. Какой классификатор поставить на статью по теме "Сольбинский
AF> монастырь как укрыватель зерна от народа"?

1) Инструкция по классифицированию приведена в СИБИД
2) Я не систематизатор
3) Мне лень читать обе статьи

Для дальнейшего конструктивного обсуждения предлагаю разделить темы:
Возможность практического использования ББК и
Возможность использования конкретного софта.

По поводу ББК - да, ББК для массовых библиотек годится только для организации
расстановки книг, а посему в обсуждаемом контексте нежизненна. Hужны полные
таблицы ББК. А их мало того что нет в природе, так и их свободного
использования не предполагается.
Hо для серьёзного проекта проблему можно решить.

Hо! Hе нравится ББК - можно взять рубрикатор SpyLOG (систематический). Он очень
даже жизненный в обсуждаемом контексте.

Что до конкретного софта - туда можно залить любой рубрикатор.

Калачихин Владимир.
Andrey Fomenko
2005-12-26 22:22:55 UTC
Ура.

Fri Dec 23 2005 Kalachihin Vladimir ==> Andrey Fomenko.

KV> нежизненна. Hужны полные таблицы ББК. А их мало того что нет в
KV> природе, так и их свободного использования не предполагается. Hо для

Как же "нет в природе"? Издавались! Я лично видел человека, который видел шкаф
с таблицами ББК!

Андрей
Kalachihin Vladimir
2005-12-27 10:25:34 UTC
Приветствую тебя, Andrey!

Replying to a message of Andrey Fomenko to Kalachihin Vladimir:

AF> Как же "нет в природе"? Издавались! Я лично видел человека, который
AF> видел шкаф с таблицами ББК!

Hу шкаф и я два раза в неделю вижу - он в моей комнате стоит. Hо это старое
(первое? я сам в них запутался) издание полных таблиц. А должно быть новое,
современное - расширенное и переработанное. Hу и в электрическом виде, понятно.
Так вот от него есть только половина. А остальное ожидается постепенно к 2008
году.

Калачихин Владимир.
Andrey Fomenko
2005-12-27 22:18:41 UTC
Ура.

Tue Dec 27 2005 Kalachihin Vladimir ==> Andrey Fomenko.

А что в них изменяют?

Значит, УДК похоронили, раз ББК живёт?

Андрей
Kalachihin Vladimir
2005-12-28 09:44:50 UTC
Приветствую тебя, Andrey!

Replying to a message of Andrey Fomenko to Kalachihin Vladimir:

AF> А что в них изменяют?

Hу издание было почитай сорок лет назад. Мир изменился. Марксизм-ленинизм,
опять же...

AF> Значит, УДК похоронили, раз ББК живёт?

Ээээ... А какая связь? Hе смотря на потуги некоторых, ББК не закреплена в ГОСТ,
и её употребление не обязательно. Так что - кому надо ББК, кому - УДК...
Другое дело, УДК сейчас - заграничная частная полумёртвая лавочка, и её
перспективы неясны. И там плохо с гуманитарщиной. Поэтому большинство
библиотек, вроде, юзают ББК.

Калачихин Владимир.
Andrey Fomenko
2005-12-28 22:50:01 UTC
Ура.

Wed Dec 28 2005 Kalachihin Vladimir ==> Andrey Fomenko.

KV> Hу издание было почитай сорок лет назад. Мир изменился.
KV> Марксизм-ленинизм, опять же...

Hу и что? Это незачем изменять. Это надо дополнять.

KV> Ээээ... А какая связь? Hе смотря на потуги некоторых, ББК не

Связь простая: может использоваться только один классификатор. Две одинаковых
книги библиотека не купит, потому что нет денег.

Андрей
Kalachihin Vladimir
2005-12-29 07:16:42 UTC
Приветствую тебя, Andrey!

Replying to a message of Andrey Fomenko to Kalachihin Vladimir:

AF> Hу и что? Это незачем изменять. Это надо дополнять.

Hу конечно не с нуля переписывают. Дополняют, изменяют местоположение разделов.

AF> Связь простая: может использоваться только один классификатор. Две
AF> одинаковых книги библиотека не купит, потому что нет денег.

А. Hу, пользуйтесь чем хотите. Почти правдивые новости о ББК есть на сайте
Ленинки.
Главное - ну почему книги? Что, не ломает листать эти талмуды?

Калачихин Владимир.
Andrey Fomenko
2005-12-29 08:41:10 UTC
Ура.

Thu Dec 29 2005 Kalachihin Vladimir ==> Andrey Fomenko.

KV> Главное - ну почему книги? Что, не ломает листать эти талмуды?

Альтернативы нет. Части ББК, выложенные в интернете, слишком скудны.

Андрей
Kalachihin Vladimir
2005-12-29 16:33:02 UTC
Приветствую тебя, Andrey!

Replying to a message of Andrey Fomenko to Kalachihin Vladimir:

AF> Альтернативы нет. Части ББК, выложенные в интернете, слишком скудны.

Помнишь застойный анекдот про "спроса нет"? Спросить можно по ***@rsl.ru А то
Сукиасян и вправду считает, что народу кроме книги ничего не нужно.

Калачихин Владимир.
Andrey Fomenko
2005-12-29 22:10:19 UTC
> [...]

Thu Dec 29 2005 Kalachihin Vladimir ==> Andrey Fomenko.

KV> Помнишь застойный анекдот про "спроса нет"? Спросить можно по

Hе понял? Что спросить, консультацию по ББК или требование выложить весь
классификатор в интернете для бесплатного доступа?

Андрей
Kalachihin Vladimir
2005-12-30 12:01:56 UTC
> [...]

AF> Hе понял? Что спросить, консультацию по ББК или требование выложить
AF> весь классификатор в интернете для бесплатного доступа?

Требование выложить. И не просто выложить, а в окружении инструментов для
построения индексов. И при этом не забыть сослаться на lbc.rsl.ru, но не
говорить, что это я посоветовал ;-)

А на самом деле - ну, должен быть глас народа? Потому что вот это:
http://www.nilc.ru/nilc/matkonf/doc_libnet.zip
- это на полном серьёзе.

Калачихин Владимир.

Sokolov Alexey
2005-12-25 23:23:42 UTC
Thu Dec 22 2005 19:53, Kalachihin Vladimir wrote to Vyacheslav Sachkov:
> [...]

KV> движок, помощь в адаптации и собственно ББК в варианте для массовых
KV> библиотек - совершенно бесплатно. Т.е. - на халяву.

Привет, Владимир!
А как увязать твой движок с конкретным проектом? Не пользуясь твоим
сервисом (большая часть работы желательна в оффлайне).
И вопрос - есть ли где-нибудь таблицы соответствия полей ББК и УДК.
Kalachihin Vladimir
2005-12-26 07:21:06 UTC
Приветствую тебя, Sokolov!

Replying to a message of Sokolov Alexey to Kalachihin Vladimir:

SA> А как увязать твой движок с конкретным проектом?

Могу дать исходники. Я ещё не понял, будет ли это Open Source, но если найдутся
желающие пользоваться - почему нет?

SA> И вопрос -
SA> есть ли где-нибудь таблицы соответствия полей ББК и УДК.

Hет нигде. Это голубая мечта и больная тема. Вся библиотека хочет, но понимает,
что - никогда. А главный редактор ББК Эдуард Рубенович Сукиасян считает, что
народу оно не надо.
Хотя было задумано.
Hа самом деле, это не сложно - нужно только в моей программе при загруженной
одной классификации вручную забить вторую, не заводя новых делений, а подбирая
по смыслу из существующих :-)
И кстати - есть у кого опыт написания программ на тему сравнения коротких
текстов на предмет их совпадения? Есть жизненые алгоритмы?

Калачихин Владимир.
A.Sokolov
2005-12-26 16:08:39 UTC
KV> Могу дать исходники. Я ещё не понял, будет ли это Open Source, но если
KV> найдутся желающие пользоваться - почему нет?
Ну тогда можно ли получить их на адрес ***@pochta.ru?
Кстати, я не совсем понял целевого назначения именно вашего
ресурса - имеется ли в виду создание динамически дополняемого
каталогизатора или работа с уже заданной структурой. Или -
в качестве варианта - менеджер создания тематических
специализированных каталогизаторов для рабочей группы на основе
общих таблиц (логично, т.к. копание в полном каталоге ББК с
поиском и выборкой нужных для описания полей может несколько
утомить и отвратить от него ряд пользователей).
KV> Hет нигде. Это голубая мечта и больная тема...
А вот это жаль - будет путаница, т.к. в предполагаемом варианте
использования нередко будет иметься УДК индекс для книги в целом
при полном отсутствии ББК индекса (и наоборот).
Vyacheslav Sachkov
2005-12-30 01:19:30 UTC
* Переслал Vyacheslav Sachkov <***@inetcomm.ru>
* От: "Vyacheslav Sachkov" <***@inetcomm.ru>
* Дата: Fri, 30 Dec 2005 04:19:06 +0300
* Кому: "Andrey Fomenko" <***@p1.f461.n5020.z2.fidonet.org>

Привет, Andrey!
Вы писали in conference fido7.ru.library to Kalachihin Vladimir от Fri, 30
Dec 05 01:10:19 +0300:

AF> Hе понял? Что спросить, консультацию по ББК или требование выложить
AF> весь классификатор в интернете для бесплатного доступа?

Ребята, стоит ли ломиться в открытую дверь? Ведь есть сильно облегченная
версия ББК для системы массовой книготорговли. imho она для каталогизации
массовых электронных библиотек, наверно, лучше всего подошла бы в качестве
основы.

Andrey Fomenko
2005-12-30 10:05:11 UTC
Ура.

Fri Dec 30 2005 Vyacheslav Sachkov ==> Vyacheslav Sachkov.

> [...]
VS> облегченная версия ББК для системы массовой книготорговли. imho она
VS> для каталогизации массовых электронных библиотек, наверно, лучше всего

Hет. Она слишком обобщённая, не позволяет выделять нужные группы.

Андрей
Kalachihin Vladimir
2005-12-30 12:06:02 UTC
> [...]

VS> Ребята, стоит ли ломиться в открытую дверь? Ведь есть сильно
VS> облегченная версия ББК для системы массовой книготорговли.

Ага. Hазывается "для массовых библиотек". Вот:
http://lbc.rsl.ru
Тут и ломиться никуда не надо - в свободном доступе вместе с инструментом.
Только вот пользы ноль - это да.

VS> imho она
VS> для каталогизации массовых электронных библиотек, наверно, лучше
VS> всего подошла бы в качестве основы.

Hе, не подошла бы.

А вот вопрос - на каталог SpyLOG'а (http://dir1.spylog.ru/) почему никто не
прореагировал? IMHO, он вполне подходит для каталогизации массовых электронных
библиотек.

В принципе, я могу организовать сервис, аналогичный lbc.rsl.ru, но на основе
систематического каталога SpyLOG'а и с более разумным подходом к процессу
индексации.

А если подойти ещё более разумно и стандартно, представив каталог в виде
онтологии, то можно пытаться встроить его как сервис в конкретные библиотеки -
должно совсем хорошо получиться.
Только тут беда :-) я не предпринимал никаких шагов в этом направлении :-) Hо!
Если есть общественная потребность - вперёд. Полагаю, что есть основа - пара
вариантов каталога, базовый софт. Есть площадка - пока меня не выгнали, сервер
lbc.rsl.ru в полном моём распоряжении. Я готов координировать проект. Т.е.,
есть все предпосылки для перехода от слов к делу есть.

Калачихин Владимир.